Ученые физического центра — RIKEN (Япония) уверяют, что у них, наконец, получилось синтезировать 113-й элемент таблицы Менделеева.

Этот элемент впервые получили в 2003 году американские и российские физики, которые проводили эксперименты по синтезу сто пятнадцатого элемента, но пока открытие нового элемента еще не признал Международный союз теоретической и прикладной химии.

В природе вообще нет элементов с атомными номерами больше 92, то есть намного тяжелее урана. Плутоний более тяжелый элемент, например, могут нарабатывать только в атомных реакторах, а элементы тяжелее сотого (фермий — 100) можно получить лишь на ускорителях, путем бомбардировки цели тяжелыми ионами. При объединении ядер и возникают ядра новоиспеченного элемента.

Под руководством Косуке Мориты (Kosuke Morita) группа ученых опубликовала статью в Журнале Физического Общества Японии (Journal of Physical Society of Japan), в которой описывается результат долголетних экспериментов на линейном ускорителе, находящемся в окрестностях Токио в городе Вако. С 2003 года ученые пытались получить 113-й элемент таблицы Менделеева, бомбя на ускорителе цель из висмута — 209 пучком ионов цинка — 70, разогнанных до 0,1 скорости света.

В результате ученые зафиксировали 3 цепочки распада, отвечающие событию появления на свет 113-й элемент таблицы Менделеева двадцать третьего июля 2004 года, второго апреля 2005 года и двенадцатого августа 2012 года. Время существования ядра новейшего элемента составило от 4,9 до 0,3 миллисекунды.

Как считают ученые из Японии, их открытие, возможно, станет началом для Международного союза теоретической и прикладной химии. В этом случае ученые из Японии первый раз в истории обретут право назвать новый элемент.

Ученые Японской лаборатории совместно со своими американскими коллегами в 2003 году в первый раз получили 113-й элемент таблицы Менделеева. Ядра 113-го элемента родились в качестве эксперимента по синтезу сто пятнадцатого (115-го) элемента таблицы Менделеева. Тогда сто пятнадцатый элемент получили в слиянии ядер кальция — 48 и америция — 243. Когда 115-й начал распадаться он превратился в 113-й элемент таблицы Менделеева, который, в свою же очередь распался на еще более легкие ядра. Этот результат официально опубликовали в научном журнале в первых числах февраля 2004 года. А в сентябре этого же 2004 года ученые из Японии опубликовали информацию о рождении сто тринадцатого (113-го) элемента в реакции цинка и висмута.

Позже ученые из России сообщили, они смогли получить 113-й элемент таблицы Менделеева благодаря эксперименту по синтезу сто семнадцатого (117-го) элемента. В июне 2012 года ученые из Дубны сделали заявку на признание 118-го, 117-го, 115-го и 113-го элементов периодической таблицы, все они были получены в первый раз в ОИЯИ.