Российские ученые совершили выдающийся научный прорыв, осуществлению которого сопутствовала невероятная удача. Именно сейчас, спустя миллионы лет постоянного сближения, две «черных дыры» слились воедино, устроив настоящее космическое шоу. Произошедший коллапс стал причиной возникновения волны, ведь при слиянии «черные дыры», обладающие массой в 29 и 36 масс нашего Солнца выбросили в космическое пространство объем энергии, равный половине их общей массы. Пройдя немыслимое расстояние в 1,3 млрд. световых лет, эта энергия отметилась на приборе.

Сейчас открытие гравитационных волн вполне сопоставимо с открытием бозона Хиггса и ему по праву пророчат Нобелевскую премию, называя ни много ни мало Священным Граалем космологии. А ведь не протяжении долгих десятилетий ученые всего мира не раз опускали руки, начиная разочаровываться в предсказании гения. Еще очень давно Эйнштейн теоретически предсказал существование этих волн, однако годы шли, менялись поколения ученых, а никто и не приблизился к их открытию.

Почему так долго не удавалось на практике поймать те волны, которые когда-то великий физик вывел лишь в своих формулах? Школьный курс говорит нам, что все тела притягиваются, согласно закону всемирного тяготения. Эйнштейн же предположил неслыханное – что существуют некие гравитационные волны. Причем он даже рассчитал, что, к примеру, метровый стержень, вращающийся с предельной скоростью, излучает гравитационную энергию. Правда, измерить ее не получится, поскольку она невероятно мала (10-37 Вт).

Разумеется, многие ученые все-таки пытались это сделать. Владимир Брагинский, профессор МГУ, даже ставил эксперимент, пытаясь обнаружить и замерить гравитационные волны. Пошли слухи, что у него все получилось и в тот момент назревала сенсация. Однако Брагинский вдруг аннулировал все результаты эксперимента, сказав, что в расчеты вкралась ошибка.

Чуть позднее советский физик Вадим Фок сказал о том, что физикам всего мира надо переключиться на изучение объектов радикально другого масштаба, если они хотят достичь прогресса в этом нелегком деле. Например, поискать волны среди нейтронных звезд и «черных дыр».

Разумеется, проще сказать, чем сделать. Как исследовать эти уникальные объекты, если это, мягко говоря, очень затруднительно при имеющемся уровне развития техники на Земле? И тут физики Владислав Пустовойт и Михаил Герценштейн предложили изготовить антенну, которая бы ловила гравитационные волны с помощью лазера и интерферометра Майкельсона.

Как это делалось? В двух штатах США были установлены 2 антенны LIGO, на расстоянии примерно 3 тыс. км. друг от друга. Это были трубы, имеющие в длину 4 км, они были перпендикулярны друг другу. Луч лазера расщепляли напополам. Затем лучи отражались от зеркал, которые были прикреплены к концам труб, сходясь вместе в фотодетекторе. Если никакого сигнала, сигнализирующего о наличии гравитационных волн, не существует, тогда расстояния, проходимое лучами, одинаково, поэтому в детекторе они будут гасить друг друга. Следовательно, экран будет темным. Если волна все-таки придет, силой своей гравитации она сдвинет зеркала, путь лучей изменится, осветив экран.

Экран был темным в течение 20 лет. Физики пришли к выводу, что придется повысить чувствительность. После того, как работы были завершены, антенны включили и ученых тут же ждал успех – экран засветился. Чувствительность прибора действительно была невероятной, им удалось поймать отклонение в 10000 раз меньше диаметра атомного ядра. На сегодняшний день, это максимальная точность измерений среди всех земных приборов.

Поскольку сигнал гравитационных волн чрезвычайно слаб, его очень сложно распознать на фоне шумов, от того теплового движения зеркал и прочих элементов антенны. Именно благодаря вкладу российских ученых из Москвы и Нижнего Новгорода, удалось сделать невероятное. Американцы отмечают, что именно россияне первыми предложили учитывать измерения квантовых эффектов.

В том же Нижнем Новгороде был создан изолятор Фарадея, который не позволяет лучу лазера возвращаться назад, поскольку это полностью разлаживает систему. Ученые многих стран представили свои варианты прибора, однако лучшим был признан российский.

Как утверждает профессор Валерий Митрофанов, для изучения Вселенной поистине открылось новое окно (здесь http://jaluzi-svetloff.com.ua/jaluzi-kharkov вам поставят жалюзи даже на него). Это ни что иное, как новая эра в науке вообще и в гравитационно-волновой астрономии, в частности. Возможно, это величайшее открытие позволит пролить свет на «темную энергию» и «темную материю», на которые приходится 95 % всей массы Вселенной. Ученые мечтают также открыть загадочные реликтовые гравитационные волны, которые распространялись в пространстве сразу после Большого взрыва. Фактически, это позволит приоткрыть завесу тайны над самым началом времен.