За 11 месяцев этого года россияне потратили на билеты в кино 42,9 млрд руб. — на 5% больше, чем годом ранее, следует из данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Чуть больше 17% этой суммы потрачено на российские фильмы, подсчитал журнал. По итогам всего года их доля в сборах от кинопроката вряд ли будет намного большей, считает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня» Андрей Белый — скорее всего, отечественное кино снизит долю в национальной кассе по сравнению с прошлогодней (18,2%). У исследовательской компании Movie Research похожие данные по сборам от российского кино — 17,6% общей кассы за 11 месяцев этого года, а по итогам всего года эта цифра еще снизится, ожидает ее исполнительный директор Александр Лужин.

Доля отечественного кино в прокате 2014 г. критична для киноиндустрии. Чиновники и депутаты уже несколько лет порываются ввести ограничительные квоты на прокат иностранных фильмов. Большинство отечественных режиссеров, продюсеров и руководителей крупных киносетей выступают против жестких ограничений, полагая, что это разрушит систему проката, которая развивается в первую очередь за счет прибыли от показа голливудских картин. Чиновники же настаивают, что российское кино изначально в неравном положении с западным, поскольку не может позволить себе такие огромные маркетинговые бюджеты, как у голливудских блокбастеров, и видят единственную возможность исправить ситуацию — ввести административные ограничения.

Один из сторонников квот — министр культуры Владимир Мединский. В начале 2013 г. Минкультуры даже начало разрабатывать законопроект о квотах (по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева), но в июне сообщило правительству, что ситуация с прокатом российского кино хорошая и никаких специальных мер по защите отечественных фильмов не требуется. «Кассовые сборы российских фильмов в этом [2013] году внушают оптимизм, поэтому вопрос об ограничении проката иностранного кино отложен до следующего года», — объяснял Мединский. Прошлый год и начало этого действительно оказались очень удачными для отечественного кино. После сокращения российской доли за пять лет вдвое (с 25,7% в 2008 г.) в 2013 г. она резко выросла до 18,2%. И этим летом Мединский пообещал: если по итогам 2014 г. доля российского кинопоказа вновь увеличится, то в 2015 г. министерство не будет возвращаться к вопросу о квотах.

Однако роста доли, похоже, не предвидится.

Новогодние каникулы — традиционное время для больших российских премьер, на эти недели приходится солидная часть годовой отечественной кассы. Обычно эти премьеры стартуют в конце декабря, но в последние дни этого года на экраны выходят лишь две крупные российские картины — очередная часть франшизы «Елки 1914» от «Базилевса» и третья часть комедии «Мамы» от Enjoy Movies; остальные стартуют уже в январе 2015 г. Зато уже в конце декабря противостоять отечественному кино будет «Хоббит» (третья часть трилогии). Две первые его части, вышедшие в 2012 и 2013 гг., заняли места среди самых кассовых фильмов года. Именно из-за «Хоббита» доля российского кино в этом году, скорее всего, окажется ниже прошлогодней, считают Белый из «Бюллетеня кинопрокатчика» и Лужин из Movie Research. Прогнозировать сборы российского кино в декабре пока трудно, но из-за «Хоббита» ситуация для отечественных картин будет сложная, соглашается исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев: по итогам года их доля составит 17-18% и явно не будет выше прошлогодней.

«В 2013 г. на экраны вышло сразу несколько очень сильных российских картин, которые создавались годами, — такие, как “Легенда № 17” и “Сталинград”, — напоминает Малышев. — В этом году фильмов-долгожителей в прокате нет, за исключением “Вия”, основную российскую кассу собрали крепкие середнячки, и это как раз показатель здоровья киноиндустрии». Впрочем, действующих механизмов поддержки кино достаточно, чтобы увеличить российскую долю в прокате до 25%, уверен Малышев.

Решение по вопросу о квотировании иностранного кино, возможно, будет принято в следующем январе, говорит представитель Минкультуры.